Цель сайта – популяризация науки. Обращаю внимание посетителей на то, что вся публикуемая на сайте информация получена из открытых источников или непосредственно от авторов и для ее публикации не требуется дополнительного разрешения. Вы обязуетесь не применять полученные здесь документы и информацию в целях, запрещённых действующим международным и российским законодательством.

Библиотека сайта – пополняющееся собрание книг и статей по актуальным проблемам лингвистики, философии, психологии и педагогики. Если Вы автор и по какой-либо причине не желаете размещения Вашего материала на данном сайте – свяжитесь со мной, и книга (статья, автореферат, диссертация) будет немедленно убрана из общего доступа.


Сайт памяти


 

 

 Доктор филологических наук, кандидат педагогических наук Михаил Юрьевич Олешков родился в 1953 г. в Нижнем Тагиле. Окончил факультет русского языка и литературы Нижнетагильского государственного педагогического института в 1976 году. Работал учителем в сельской школе с. Усть-Утка Пригородного района Свердловской области, служил в ВС СССР (1977-1978 гг.). С 1979 г. работает в НТГПИ-НТГСПА (ассистент, ст. преподаватель, доцент, профессор, декан, зав. кафедрой). В 1990 году в НИИ СиМО АПН СССР (Москва) защитил кандидатскую диссертацию «Преемственность в обучении синтаксису между начальным и средним звеном общеобразовательной школы», в 2007 в ПГУ (Пермь) – докторскую диссертацию «Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов)».
  Является автором более 200 научных и научно-методических публикаций (см. раздел "Публикации М.Ю.Олешкова" и работы по педагогике в разделе "Библиотека").

Основные книги, учебные пособия и статьи, опубликованные в центральных журналах:

1.  Моделирование коммуникативного процесса: монография / М.Ю. Олешков; Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия [и др.]. – Нижний Тагил, 2006. – 336 с.

2. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. - М.: Спутник+, 2006. - 191 с.

3. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект: учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. / авт.-сост. М.Ю. Олешков: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия. – Нижний Тагил, 2006. - 146 с.

4. Системное моделирование дискурса: на материале устных дидактических текстов. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic  Publishing, 2011. - 452 с.  

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Автор-составитель М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с. 

6. Педагогический дискурс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2012. - 310 с.

7. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика, 2004, № 6. - С. 31-38.

8. Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения // Стандарты и мониторинг в образовании, 2005, № 2. – С. 43-50.

9. Вопрос в дидактическом диалоге // Русская словесность, 2005, № 8. – С.60-68.

10. Трансляция нового знания в учебном тексте (опыт дискурсивного анализа) // Философия образования, 2005. - № 3 (14). – С. 253-257.

11. Дискурсивные категории в коммуникативном процессе (опыт лингвопрагматического анализа) // Филологические науки, 2006, № 4. - С. 105-114.

12. Системное обоснование дискурсивной модели: лингвопрагматический подход // Вопросы филологии, 2006, № 1 (22). С. 39-43.

13. Интенция как основа коммуникативной стратегии в институциональном дискурсе // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологический факультет, 20-23 марта 2007 г.): Труды и материалы / Составители М.Л Ремнева, А.А Поликарпов. – М.: МАКС Пресс, 2007. – С. 401-402.

14. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования // Мир образования – образование в мире. – 2008, № 1. – С. 182–194.

15. Лингвокультурологический аспект системного моделирования дискурса // Русский язык за рубежом, 2008, № 4. – С. 59–64.

16. К вопросу о системном моделировании дискурса // Вестник ЦМО МГУ, 2008, № 8. - С. 115-119.

17. Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект) // Дискурс, концепт, жанр: коллективная монография / Отв. ред. М.Ю. Олешков.– Нижний Тагил, НТГСПА, 2009. –  428 с. (Серия "Язык и дискурс". Вып. 1). С. 68-85.

18. Интент-анализ дидактического дискурса // Вестник ЦМО МГУ, 2009, № 1. - С. 115-120. 

19. Ментальность дискурса: информационный аспект // Ментальность и изменяющийся мир: коллективная монография: к 75-летию проф. В.И. Колесова / отв. ред. М.В. Пименова. – Севастополь: Рибэст, 2009. – С. 371-384 (Серия «Славянский мир». Вып. 1). 

20. Дискурс и текст: нарративная интеграция смыслов // Дискурс, текст, когниция: коллективная монография / Отв. ред. М.Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. – 496 с. (Серия «Язык и дискурс». Вып. 2). С. 49-59.

21. Интенции и стратегии в устном тексте // Семиозис и культура: лабиринты смысла: монография / [под общ. ред. И.Е. Фадеевой, В.А. Сулимова]. - Сыктывкар: Коми пединститут, 2012. - С. 110-124. 

 Работы М.Ю. Олешкова были представлены более чем на 100 международных, общероссийских и региональных конференциях, конгрессах и симпозиумах: Москва (2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010), Санкт-Петербург, Саратов, Волгоград, Воронеж, Ростов-на-Дону, Архангельск, Уфа, Новокузнецк, Орел, Новосибирск, Томск, Ярославль, Йошкар-Ола, Ульяновск. Улан-Удэ, Кемерово, Екатеринбург, Тюмень, Пермь, Челябинск, Орск, Сыктывкар, Ижевск, Елец, Куйбышев и др. 

 М.Ю. Олешков ведет разностороннюю педагогическую работу. Им подготовлены курсы лекций по основам дискурс-анализа, методике преподавания русского языка, философии языка, современным проблемам филологического образования, основам функциональной лингвистики и др. Под его руководством защищены две диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Осуществляется руководство аспирантами, а также выпускными квалификационными работами бакалавров и магистров. Читается ряд спецкурсов. 

М.Ю. Олешков является Председателем городского Экспертного совета по педагогическим инновациям, активно участвует в научной экспертизе, выступая официальным оппонентом по кандидатским диссертациям и рецензентом научных монографий и учебных пособий. Им осуществлено научное редактирование 3 монографий и нескольких сборников научных трудов.

   Научная и педагогическая деятельность М.Ю. Олешкова отмечена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации (2002).

 

 

 


Сотрудничество с "Конус НТ" принесет Вам успех в жизни и бизнесе
Конус НТ © 2010. Центр информационных систем " Конус НТ ", г. Нижний Тагил
. . . .