Цель сайта – популяризация науки. Обращаю внимание посетителей на то, что вся публикуемая на сайте информация получена из открытых источников или непосредственно от авторов и для ее публикации не требуется дополнительного разрешения. Вы обязуетесь не применять полученные здесь документы и информацию в целях, запрещённых действующим международным и российским законодательством.

Библиотека сайта – пополняющееся собрание книг и статей по актуальным проблемам лингвистики, философии, психологии и педагогики. Если Вы автор и по какой-либо причине не желаете размещения Вашего материала на данном сайте – свяжитесь со мной, и книга (статья, автореферат, диссертация) будет немедленно убрана из общего доступа.


Сайт памяти
Выберете раздел архива и вид публикации
Аксиологический компонент дидактического дискурса

Аргументация в дидактическом дискурсе

Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения

Вопрос в дидактическом диалоге

Дейксис в институциональном дискурсе

Диалог как объект лингвопрагматического исследования

Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования

Дискурс и текст: нарративная интеграция смыслов

Дискурсивные категории в коммуникативном процессе (опыт лингвопрагматического анализа)

Дискурсивные формулы как фактор когерентности устного дидактического текста

Жанровая аттракция в дидактическом дискурсе

Императив в педагогическом дискурсе

Интент-анализ дидактического дискурса

Интенция как основа коммуникативной стратегии в институциональном дискурсе

Информационная составляющая дидактической коммуникации

Когнитивная модель интеракции

Когнитивный аспект лингвистического анализа текста/дискурса

Когнитивный резонанс в бытовом диалоге

Коммуникативно-речевые стратегии в институциональном дискурсе

Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект)

Лингвокультурологический аспект системного моделирования дискурса

Лингвопрагматический потенциал речевого стереотипа

Ментальность дискурса: информационный аспект

Ментальность дискурсивно-речевого пространства (на примере фреймов дидактической ситуации)

Ментальность оценки в педагогическом дискурсе

Метаинформационный компонент институционального дискурса

Метакоммуникативная основа дискурсивной рефлексии

Метафора в педагогическом дискурсе

Моделирование коммуникативного процесса. Библиография. Приложения.

Моделирование коммуникативного процесса. Глава 1.

Моделирование коммуникативного процесса. Глава 2.

Моделирование коммуникативного процесса. Глава 3.

Мониторинг дискурса: позиция говорящего

Некоторые аспекты нормативности речи

Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект

Парадигма дискурса: теория и практика

Прагматика эмотивности в институциональном дискурсе

Пропозициональная синхронизация в дидактическом дискурсе

Процессуальная модель коммуникации: когнитивный аспект

Речевое клише в педагогическом дискурсе

Синергетические основы единства группового сознания

Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов)

Системное обоснование дискурсивной модели: лингвопрагматический подход

Структура речевых актов в институциональном дискурсе

Трансляция нового знания в учебном тексте (опыт дискурсивного анализа)

Экспрессивно–апеллятивная стратегия в институциональном дискурсе (на материале устных дидактических текстов)

Эмотивность как психолингвистическая категория

Энтропия текста: опыт дискурсивного анализа

Олешков Михаил Юрьевич
Системное обоснование дискурсивной модели: лингвопрагматический подход
Издание: // Вопросы филологии, 2006, № 1 (22). С. 39-43.
Просмотреть (скачать) публикацию 16_.doc полностью

Cт.1 => 1

 

 

Для коммуникативной лингвистики сегодня актуальным является корреляция совре­менной языковой и научной ситуации с теоретическим обоснованием и методологическим аппаратом, который используется сейчас и ко­торый предстоит использовать в будущем, а также приемы и методы верификации, обеспечивающие проверку достоверности формулируемых гипотез. Одним из эффективных методов изучения дискурса как составляющей коммуникации является системное моделирование.

Системой считается любой объект, представляющий собой множество закономерно связанных друг с другом элементов и имеющий свойства целостного образования. В философском аспекте система — обособленная сознанием часть реальности, эле­менты которой обнаруживают свою общность в процессе взаи­модействия. Одним из эффективных способов анализа систем любого уровня сложности является системное моделирование.

Моделирование как процесс построения реально существующих объектов (процессов, явлений) и исследование этих феноменов на их моделях сегодня в определенном смысле приобретает эпистемологическую природу и становится синонимом познания. При этом системное моделирование трактуется как обладающая двоякой гносеоло­гической характеристикой форма исследования, где предмет моделирования рассматривается как система и сам модельный познава­тельный процесс расчленяется на систему моделей, каждая из которых отображает многоаспектный срез моделируе­мой системы, а все вместе дают ее "интегративное", интердисциплинарное представление.

Исходя из этой двойственной природы системного модели­рования, можно сформулировать принципы модельного познания, к которым могут быть отнесены следующие.

1. Принцип объективного соответствия формы модели оригиналу, налагая ограничения на творческую активность моделирующего субъекта, означает, что построение и выбор модели не могут быть произвольными актами субъективной природы. Это обусловлено тем, что детерминантом самого процесса моделирования является объективно осознаваемая структура того фрагмента реальности, закономерности функционирования которого исследователь пытается обнаружить в модели.

2.  Принцип экстраполяции модельной информации — перенос информации, полученной на существенно более простой, чем реальный объект, модели, на сам оригинал.

3. Принцип верифицируемости модельной ин­формации предполагает, что вместе с формированием мо­дели вырабатываются все усложняющиеся способы ее фор­мализации и проверки на адекватность. В противном случае, при игнорировании этого принципа, модельная инфор­мация лишится ее главного свойства — служить инстру­ментом прогнозирования поведения и управления системой в данных ус­ловиях, при заданных целях и определенных ограничениях.

 

 

 

 

 

 






































Сотрудничество с "Конус НТ" принесет Вам успех в жизни и бизнесе
Конус НТ © 2010. Центр информационных систем " Конус НТ ", г. Нижний Тагил
. . . .