В учебном пособии рассмотрены основы теории функциональной лингвистики, дано описание структуры коммуникативного акта и коммуникативных событий в институциональной сфере коммуникации (на материале дидактических текстов). Показана связь функциональной лингвистики с философией, когнитологией, психологией и т.д. Дается представление об основах коммуникативного взаимодействия в сфере институциональных дискурсов. Предназначено для студентов филологических факультетов и специалистов в области связей с общественностью, социальной работы, регионоведения, журналистики, лингвистики и межкультурной коммуникации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1. ФУНКЦИОНАЛИЗМ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
1.1. Функциональная лингвистика.
1.2. Функциональная грамматика
1.3. Лингвопрагматика.
1.3.1. Прагматика. Функциональная система речевого общения
1.3.2.Лингвопрагматика и психолингвистика
1.3.3.Лингвопрагматика и когнитивная лингвистика
1.3.4.Лингвопрагматика и нейролингвистика
1.3.5. Основные единицы лингвопрагматики
1.3.6. Высказывание и интенциональность
1.4. Теория перформативности и речевой акт
2. ТЕКСТ/дискурс в коммуникативном процессе
2.1. Текст в коммуникации
2.1.1. Текст как лингвистическая единица
2.1.2. Основные категории текста
2.1.3. Проблема типологии текстов
2.1.4. Текст и информация
2.2. Дискурс как единица коммуникации
2.3. Дискурс как междициплинарный феномен
2.3.1. Дискурс в философии
2.3.2. Дискурс и социальные науки
2.3.3. Дискурс в лингвистике
2.4. Основные категории дискурса
3. АНАЛИЗ ТЕКСТАДИСКУРСА
3.1. Структура текста/дискурса
3.2. Дискурс-анализ как междисциплинарное направление функциональной лингвистики
3.3. Дискурс-анализ как современный метод исследования коммуникативных процессов
3.3.1 Прикладное исследование дискурса и анализ текста
3.3.2. «Междисциплинарная» модель дискурс-анализа
3.3.3. Теория риторической структуры
3.3.4. Дискурс и когнитивная система
3.3.5 Дискурс и сознание
3.3.6. Дискурсивные выборы как производные когнитивных состояний
3.3.7. Устный бытовой диалог и гетерогенные структуры
4. АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА (на материале дидактических текстов)
4.1. Институциональный дискурс
4.2. Основные коммуникативные категории процесса дидактического взаимодействия
4.3. Пропозиция в дидактическом дискурсе
4.4. Трансляция «нового» в дидактической коммуникации
4.5. «Категориальный» анализ дидактического дискурса
4.6. Уровень энтропии дидактического текста/дискурса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ГЛОССАРИЙ