Цель сайта – популяризация науки. Обращаю внимание посетителей на то, что вся публикуемая на сайте информация получена из открытых источников или непосредственно от авторов и для ее публикации не требуется дополнительного разрешения. Вы обязуетесь не применять полученные здесь документы и информацию в целях, запрещённых действующим международным и российским законодательством.

Библиотека сайта – пополняющееся собрание книг и статей по актуальным проблемам лингвистики, философии, психологии и педагогики. Если Вы автор и по какой-либо причине не желаете размещения Вашего материала на данном сайте – свяжитесь со мной, и книга (статья, автореферат, диссертация) будет немедленно убрана из общего доступа.


Сайт памяти
Выберете раздел архива и вид публикации
Аксиологический компонент дидактического дискурса

Аргументация в дидактическом дискурсе

Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения

Вопрос в дидактическом диалоге

Дейксис в институциональном дискурсе

Диалог как объект лингвопрагматического исследования

Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования

Дискурс и текст: нарративная интеграция смыслов

Дискурсивные категории в коммуникативном процессе (опыт лингвопрагматического анализа)

Дискурсивные формулы как фактор когерентности устного дидактического текста

Жанровая аттракция в дидактическом дискурсе

Императив в педагогическом дискурсе

Интент-анализ дидактического дискурса

Интенция как основа коммуникативной стратегии в институциональном дискурсе

Информационная составляющая дидактической коммуникации

Когнитивная модель интеракции

Когнитивный аспект лингвистического анализа текста/дискурса

Когнитивный резонанс в бытовом диалоге

Коммуникативно-речевые стратегии в институциональном дискурсе

Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект)

Лингвокультурологический аспект системного моделирования дискурса

Лингвопрагматический потенциал речевого стереотипа

Ментальность дискурса: информационный аспект

Ментальность дискурсивно-речевого пространства (на примере фреймов дидактической ситуации)

Ментальность оценки в педагогическом дискурсе

Метаинформационный компонент институционального дискурса

Метакоммуникативная основа дискурсивной рефлексии

Метафора в педагогическом дискурсе

Моделирование коммуникативного процесса. Библиография. Приложения.

Моделирование коммуникативного процесса. Глава 1.

Моделирование коммуникативного процесса. Глава 2.

Моделирование коммуникативного процесса. Глава 3.

Мониторинг дискурса: позиция говорящего

Некоторые аспекты нормативности речи

Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект

Парадигма дискурса: теория и практика

Прагматика эмотивности в институциональном дискурсе

Пропозициональная синхронизация в дидактическом дискурсе

Процессуальная модель коммуникации: когнитивный аспект

Речевое клише в педагогическом дискурсе

Синергетические основы единства группового сознания

Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов)

Системное обоснование дискурсивной модели: лингвопрагматический подход

Структура речевых актов в институциональном дискурсе

Трансляция нового знания в учебном тексте (опыт дискурсивного анализа)

Экспрессивно–апеллятивная стратегия в институциональном дискурсе (на материале устных дидактических текстов)

Эмотивность как психолингвистическая категория

Энтропия текста: опыт дискурсивного анализа

Олешков Михаил Юрьевич
Мониторинг дискурса: позиция говорящего
Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / Под ред. проф. Г.Н. Манаенко. Выпуск 8.
Издание: Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010.– С. 93-99.
Просмотреть (скачать) публикацию 70_.doc полностью

Cт.1 => 1

 

 

В пространстве любого дискурса различают понятия коммуникативное поведение и речевое поведение. Коммуникативное поведение собеседников может быть определено как процесс установления отношений с целью обмена информацией, а речевое поведение – как деятельность, осуществляемая участниками общения с помощью основных конститутивных единиц языковой системы ­– языковых знаков. При таком подходе речевое поведение – способ «реализации» коммуникативного поведения. В рамках этого процесса коммуникативный акт является элементом коммуникативного поведения индивидуумов, обеспечивающим взаимодействие адресанта и адресата в прагматических условиях  трансакции. Эффективность такого взаимодействия во многом обусловлена способностью говорящего осуществлять мониторинг своей вербальной деятельности и, на основании этого, – регулировать и корректировать процесс общения.

Такой мониторинг имеет метакоммуникативную основу и является функциональным контролем дискурса. Метакоммуникация – эта та часть сообщения, которая направлена на протекание речевой ситуации в целом и во многом определяет стратегическую динамику вербального взаимодействия, способ представления информации и особенности ее интерпретации, структуру коммуникативных ходов, мену коммуникативных ролей, специфику социальных аспектов взаимодействия, нормы общения, эффективность кода и канала коммуника­ции и др. Можно говорить о мониторинге дискурса со стороны говорящего как о своеобразном «самоконтроле». При этом эмоционально-волевой самоконтроль говорящего и его рефлексивные реакции составляют лишь часть того глобального процесса мониторинга, который фактически осуществляет продуцент речи. Особенно это справедливо для институциональных, регламентированных сфер общения, к которым относится и педагогическая.

 

 







































Сотрудничество с "Конус НТ" принесет Вам успех в жизни и бизнесе
Конус НТ © 2010. Центр информационных систем " Конус НТ ", г. Нижний Тагил
. . . .