В пространстве любого дискурса различают понятия коммуникативное поведение и речевое поведение. Коммуникативное поведение собеседников может быть определено как процесс установления отношений с целью обмена информацией, а речевое поведение – как деятельность, осуществляемая участниками общения с помощью основных конститутивных единиц языковой системы – языковых знаков. При таком подходе речевое поведение – способ «реализации» коммуникативного поведения. В рамках этого процесса коммуникативный акт является элементом коммуникативного поведения индивидуумов, обеспечивающим взаимодействие адресанта и адресата в прагматических условиях трансакции. Эффективность такого взаимодействия во многом обусловлена способностью говорящего осуществлять мониторинг своей вербальной деятельности и, на основании этого, – регулировать и корректировать процесс общения.
Такой мониторинг имеет метакоммуникативную основу и является функциональным контролем дискурса. Метакоммуникация – эта та часть сообщения, которая направлена на протекание речевой ситуации в целом и во многом определяет стратегическую динамику вербального взаимодействия, способ представления информации и особенности ее интерпретации, структуру коммуникативных ходов, мену коммуникативных ролей, специфику социальных аспектов взаимодействия, нормы общения, эффективность кода и канала коммуникации и др. Можно говорить о мониторинге дискурса со стороны говорящего как о своеобразном «самоконтроле». При этом эмоционально-волевой самоконтроль говорящего и его рефлексивные реакции составляют лишь часть того глобального процесса мониторинга, который фактически осуществляет продуцент речи. Особенно это справедливо для институциональных, регламентированных сфер общения, к которым относится и педагогическая.