Цель сайта – популяризация науки. Обращаю внимание посетителей на то, что вся публикуемая на сайте информация получена из открытых источников или непосредственно от авторов и для ее публикации не требуется дополнительного разрешения. Вы обязуетесь не применять полученные здесь документы и информацию в целях, запрещённых действующим международным и российским законодательством.

Библиотека сайта – пополняющееся собрание книг и статей по актуальным проблемам лингвистики, философии, психологии и педагогики. Если Вы автор и по какой-либо причине не желаете размещения Вашего материала на данном сайте – свяжитесь со мной, и книга (статья, автореферат, диссертация) будет немедленно убрана из общего доступа.


Сайт памяти
Выберете раздел архива и вид публикации
Аксиологический компонент дидактического дискурса

Аргументация в дидактическом дискурсе

Вербальная агрессия учителя в процессе педагогического общения

Вопрос в дидактическом диалоге

Дейксис в институциональном дискурсе

Диалог как объект лингвопрагматического исследования

Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования

Дискурс и текст: нарративная интеграция смыслов

Дискурсивные категории в коммуникативном процессе (опыт лингвопрагматического анализа)

Дискурсивные формулы как фактор когерентности устного дидактического текста

Жанровая аттракция в дидактическом дискурсе

Императив в педагогическом дискурсе

Интент-анализ дидактического дискурса

Интенция как основа коммуникативной стратегии в институциональном дискурсе

Информационная составляющая дидактической коммуникации

Когнитивная модель интеракции

Когнитивный аспект лингвистического анализа текста/дискурса

Когнитивный резонанс в бытовом диалоге

Коммуникативно-речевые стратегии в институциональном дискурсе

Лингвоконцептуальный анализ дискурса (теоретический аспект)

Лингвокультурологический аспект системного моделирования дискурса

Лингвопрагматический потенциал речевого стереотипа

Ментальность дискурса: информационный аспект

Ментальность дискурсивно-речевого пространства (на примере фреймов дидактической ситуации)

Ментальность оценки в педагогическом дискурсе

Метаинформационный компонент институционального дискурса

Метакоммуникативная основа дискурсивной рефлексии

Метафора в педагогическом дискурсе

Моделирование коммуникативного процесса. Библиография. Приложения.

Моделирование коммуникативного процесса. Глава 1.

Моделирование коммуникативного процесса. Глава 2.

Моделирование коммуникативного процесса. Глава 3.

Мониторинг дискурса: позиция говорящего

Некоторые аспекты нормативности речи

Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект

Парадигма дискурса: теория и практика

Прагматика эмотивности в институциональном дискурсе

Пропозициональная синхронизация в дидактическом дискурсе

Процессуальная модель коммуникации: когнитивный аспект

Речевое клише в педагогическом дискурсе

Синергетические основы единства группового сознания

Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов)

Системное обоснование дискурсивной модели: лингвопрагматический подход

Структура речевых актов в институциональном дискурсе

Трансляция нового знания в учебном тексте (опыт дискурсивного анализа)

Экспрессивно–апеллятивная стратегия в институциональном дискурсе (на материале устных дидактических текстов)

Эмотивность как психолингвистическая категория

Энтропия текста: опыт дискурсивного анализа

Олешков Михаил Юрьевич
Императив в педагогическом дискурсе
Проблемы динамической лингвистики: мат-лы Междунар. научн. конф., посвящённой 80-летию профессора Л. Н. Мурзина (Пермь, 12-14 мая 2010 г.)
Издание: Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2010. – С. 513-520.
Просмотреть (скачать) публикацию 74_.doc полностью

Cт.1 => 1

 

 

 

Предметом исследования является институциональное общение в образовательной среде школьного урока, в частности, такая «дискурсивная» составляющая дидактического взаимодействия коммуникантов, как императивное высказывание, реализуемое говорящим (учителем) в рамках  волюнтативного дискурса.

Волюнтативный дискурс отличается специфическим речеактовым выражением и актуализирует в сознании реципиента функционально-семантическое представление (фрейм) о некоторой ситуации речевого взаимодействия на уровне отношений «адресант-инициатор – адресат-реципиент». Регулятивная специфика такого взаимодействия в институциональном общении приобретает фреймовую структуру, что заставляет коммуникантов действовать в рамках «поведенческого стереотипа». Можно считать, что императивный, директивно-побудительный характер речевых практик институционального дискурса обусловлен типовыми ситуациями, моделируемых коммуникантами на основе фреймовой конфигурации с ярко выраженным иллокутивным потенциалом. Структура фрейма речевого взаимодействия и «адресность» иллокутивной силы зависит от сферы общения и национально-культурной специфики вербального взаимодействия.

Наиболее рельефно императивное побуждение реализуется в определенной области социальной деятельности. Семантические и прагматические свойства глаголов, обозначающих побуждение, проявляются в институциональных дискурсах (в диалогах), когда успешная реализация поставленной цели и достижение положительных результатов во многом зависят от регуляции взаимодействия коммуникантов – представителей различных статусных групп (учитель-ученик, офицер-рядовой и др.).

 

 







































Сотрудничество с "Конус НТ" принесет Вам успех в жизни и бизнесе
Конус НТ © 2010. Центр информационных систем " Конус НТ ", г. Нижний Тагил
. . . .